joi, 10 februarie 2011

ИМИДЖ БИБЛИОТЕКИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В. АНДРЕЕВА,
зав. Библиотекой
лицея им. aкaд. К. Сибирского


Машина не только не освобождает человека
от необходимости думать – она заставляет
его думать интенсивнее.

(Ж. Мунье, французский психолог)

Сегодняшние учащиеся – читатели школьных библиотек – те, кто появился на свет в конце 1990-х, представляют первую в истории человечества генерацию, которая не пытается освоить информационные технологии, как большинство из нас – библиотекарей, а родилась и выросла рядом с компьютерами и интернетом и поэтому относится к ним не как к чему-то новому и революционному, а как к естественной части своей жизни и культурной среды. Молодёжь общается в социальных сетях, создаёт блоги, пользуется скайпом, смотрит и загружает видеоролики и т.п. Молодые люди гораздо лучше воспринимают аудиовизуальную информацию и традиционному тексту предпочитают гипертекст. Благодаря интернету они привыкли получать информацию немедленно. Они также привыкли к параллельно идущим процессам общения и поиска. Выход в интернет был доступен им большую часть жизни, если не всю жизнь, а виртуальная реальность для них так же важна, как реальный мир (а может быть, и более, чем он).

Как клиенты библиотеки современные учащиеся ожидают не только многообразного ассортимента услуг и информационных источников, но и полной ориентированности библиотекаря на клиента и персонального подхода к его потребностям. Современные читатели ценят сотрудничество и не признают решения, принятые автократично. Для них имеет смысл не иерархия, где царит библиотекарь, а привычная по интернету сетевая структура, где можно свободно общаться, проводить обсуждения и вместе находить правильные решения.

Визуальные образы имеют реальное воздействие на новые поколения, которые наиболее подвержены внешнему влиянию, остро ощущают на себе воздействие окружающей среды, связанное с более глубоким проникновением видеокультуры в современную жизнь. Развитие мультимедийных средств во многом меняет подход библиотекарей к привлечению читателей к книге. Продвижение книги и чтения с использованием средств визуальной культуры всё более входит в практику работы библиотек. Появился и «свет в конце тоннеля» для школьных библиотекарей нашей республики. В нынешнем году мне и ещё нескольким библиотекарям муниципия Кишинэу посчастливилось оказаться на прекрасных курсах по компьютерной грамотности, организованных специально для школьных библиотекарей. Этот проект был осуществлён в рамках программы IATP (Internet Access and Training Program), организованной на базе КГУ. В течение шести недель, под руководством опытных, хотя и более молодых, инструкторов, нами с самых азов была освоена значительная часть основных навыков работы с компьютером. Изучены возможности интернета, некоторые, очень полезные в нашей деятельности, программы (Word, Power Point, Excel). После данных курсов лично передо мной, открылись необъятные возможности информационных технологий. Стало понятно, что не так уж страшен этот «зверь» компьютер, напротив, появляются огромные «просторы» для творческой работы.

Соединение смысловой нагрузки с простотой восприятия информации особенно эффективно в пропаганде книги и чтения. Популяризация библиотеки с помощью средств визуальной культуры способствует:

• активизации деятельности библиотек в сфере визуальной культуры;

• раскрытию творческого потенциала библиотечных специалистов;

• обмену опытом работы; развитию социального партнёрства библиотек в продвижении книги и чтения.

Я поняла, что особое место в пропаганде библиотеки отводится технологиям, помогающим за относительно небольшой временной период создать её многоаспектный авторитетный образ.

Очень актуально использование интернета в пропаганде деятельности своей библиотеки. Реклама библиотечной деятельности – это социальная реклама. Её долгосрочная цель – формирование отношения аудитории к культуре, знанию как наивысшим ценностям. Продвигая сведения о наших фондах, воспитывая культуру чтения, потребления информации, раскрывая широкий спектр библиотечных возможностей, мы можем реально влиять на поведение своих читателей. Всё это возможно при помощи создания собственного сайта. Применив на практике полученные на курсах знания, мы создали сайт библиотеки лицея им. aкaд. К. Сибирского (biblioteca-sibirsky.wikidot.com), где были отражены фонд книг, информация о самом лицее и библиотеке, её сотрудниках и помощниках. И пусть работа над сайтом только начата, в дальнейшем можно превратить его в окно в настоящее культурное пространство (не только для наших учащихся, учителей, родителей, выпускников, социальных партнёров, но и для всех посетителей сайта). Нам важно будет донести до всех не только общие сведения о библиотеке, но и поделиться опытом, рассказать (и показать) о своих удачных мероприятиях, обсудить их. Всё у нас ещё впереди!

Читатели ждут от нас партнёрских отношений, они не желают видеть в библиотекаре ещё одного преподавателя. Нужен советчик и проводник в мире информации, а не руководитель и распорядитель. Мы, библиотекари, ещё слишком часто хотим выступать в роли учителей и просветителей. Мы часто боимся уронить свой авторитет, считаем, что спокойнее всё делать «как привыкли», боимся оказаться слишком заметными и раскованными.

Наверное, пора перестать твердить, как заклинание, что библиотека – это храм знаний и что библиотекарь обеспечивает информацией. Если вы спросите у современных читателей, что или кто является для них главным источником информации, они, без сомнения, ответят: интернет. Мы должны стать для них незаменимыми в другом – в качественном отборе информации. Чтобы на вопрос о том, где получить доступ к достоверной информации, к настоящим знаниям, они уверенно отвечали: «В школьной библиотеке!»

Ещё одна ценность, которую библиотекарь может предложить «цифровым аборигенам», проводящим много своего времени в виртуальном мире, – ценность настоящего, живого человеческого общения. Ведь обслуживание в библиотеке – это процесс, в ходе которого мы обмениваемся с читателями не только информацией, но и эмоциями. Какими они будут, зависит тоже, в первую очередь, от нас!

Нам всё по плечу, дорогие коллеги, дорогу осилит идущий!


Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu